разнообразие в силе глаза и понимания. Но возьмите Рубенса, Рембрандта, Тициана и других выдающихся мастеров, оценку их окраски, и мы опасаемся, что все, что осталось им, вряд ли сохранит их имена от забвения. Искусство не может, действительно, достичь своего надлежащего конца, приятного, без совершенства в окраске. Это цвет, который самый любимый художник любит, и он окрашивает во все его сложные и высокие отношения, которые он когда-либо стремится достичь. Взглянув выше, и вокруг, и под ним, с умным глазом колориста, он находит безграничный источник бесконечного наслаждения. С гармониями и согласия, потерянными для необученного взгляда, цвет встречает его в каждом камне, на котором он ступает — в минеральном, растительном и животном мире — на небесах, в море и на земле. Для него, по правде говоря, цвет так же рассеян, как свет, распространяясь по всему лицу природы и одевая весь мир с красотой.
ГЛАВА II.
О ОТНОШЕНИЯХ И ГАРМОНИИ ЦВЕТА.
Заверившись, что мы должны быть важны для окраски как отрасли искусства, цвета во всех их отношениях становятся интересными для художника, и от их использования и расположения его репутация колориста должна зависеть.
Цвет, примечания Раскин, полностью относительный; каждый оттенок на протяжении всей работы изменяется каждым прикосновением, добавленным в других местах. Таким образом, чтобы поместить белый цвет рядом с цветом, нужно усилить его тон; установить черный цвет рядом — это ослабить его тон; в то время как ставить серое рядом с цветом, это сделать его более блестящим. Если темный цвет помещается рядом с другим, но более светлым цветом, тон первого увеличивается, а второй — снижается. Важным следствием этого принципа является то, что первый эффект может нейтрализовать второй или даже полностью уничтожить его. То, что было холодно раньше, становится теплым, когда рядом с ним стоит более холодный цвет, и то, что было в гармонии раньше, становится несогласным, когда рядом с ним ставятся другие цвета. Например, чтобы поставить светло-голубой рядом с желтым, оттенки оранжевого цвета, и, следовательно, усиливает его тон. Еще раз,
Мы узнаем из этих соотношений цветов, почему добавление двух или более эффектов эффекта в живописи гораздо более ясное и блестящее, чем однородные оттенки, полученные путем смешивания одних и тех же цветов: и почему штрихи или оттенки их контрастов, как бы аварии при локальных тонах, имеют такой же эффект. Мы также видим, почему цвета смешиваются, ухудшают друг друга, что они делают больше — во многих случаях — путем несовершенной нейтрализации или подчинения друг другу хроматически, чем каким-либо химическим действием. Наконец, нас впечатляет необходимость не только использования чистых цветов, но и использования чистых цветов; хотя чистая окраска и блеск отличаются от грубости и суровости, как тон и гармония от мутности и монотонности.
Силы цветов, контрастирующие друг с другом, согласуются с их коррелятивными полномочиями света и тени и должны отличаться от их сил индивидуально на глазу, которые являются одними только свет. Таким образом, хотя оранжевые и синие равны по отношению друг к другу, в отношении глаз они совершенно разные и противоположные. Оранжевый — это светящийся цвет и обладает сильным раздражающим эффектом, а синий —